Фреттинг-коррозия нержавеющей стали
Фреттинг-коррозия нержавеющей стали

Фреттинг-коррозия нержавеющей стали - это коррозия, которая возникает во время циклического взаимного перемещения двух контактирующих поверхностей и действия коррозионной среды. Она возникает вследствие непрерывного разрушения оксидной защитной пленки в точках подвижного контакта.

К фреттинг-коррозии подвержены болтовые соединения, посадочные поверхности подшипников (вальниц) качения, листовые рессоры, зубчатые колеса, муфты и т.д.

Фреттинг-коррозия может возникнуть в большинстве металлов и сплавов, где есть вибрация между сопрягаемыми поверхностями и вращающимися частями. Нержавеющая сталь особенно подвержена воздействию, а латунь обладает стойкостью к воздействию. Продукт коррозии состоит из окисленных частиц, которые были сотерты с контактирующих поверхностей.


Что такое фреттинг-коррозия нержавеющей стали?

Фреттинг-коррозия касается повреждения неровных поверхностей нержавеющего материала, контактирующих друг с другом. Эти неровные поверхности, также известные как неровности, кажутся гладкими, но под микроскопом можно увидеть острые бороздки и грубые ямки.

Фреттинг вызван колебательным скольжением и быстрым повторяющимся движением, что приводит к контакту между двумя поверхностями. Хотя поверхности часто не предназначены для соприкосновения, даже малейший контакт - например, амплитуда движения всего 3×10 -9 м - может в конечном счете привести к фреттинг-коррозии.

Этот контакт может быть вызван вибрацией под нагрузкой или колебаниями давления в плотно прилегающих частях. В шланговой промышленности мы часто наблюдаем коррозию на шланге в результате постоянного контакта с оплеткой.

Фреттинг-коррозия - это, в основном, механическое повреждение металла.

Однако когда две поверхности трутся друг о друга, обнажаются новые поверхности. Происходит окисление и вскоре образуются оксидные отходы. В нержавеющей стали может образовываться оксид железа, придающий пораженному участку красного цвета.

В зависимости от используемого материала и / или применения фреттинг может иметь абразивный износ, адгезионный износ или оба. Абразивный износ возникает, когда поверхность скользит по другой поверхности, причем первая имеет более шероховатую поверхность, чем вторая. Это приводит к потере материала на более мягкой поверхности. Адгезионный износ происходит при прямом контакте трения, когда обе поверхности начинают терять фрагменты материала. Этот тип износа может увеличить шероховатость и создать выступы. Поскольку осколки не могут избежать контакта во время фреттинга, они еще больше способствуют износу.

Когда речь идет о металлическом шланге, мы также можем называть фреттинг-коррозию «износом оплетки», поскольку относительное движение между оплеткой и шлангом является примером абразивного износа. Прочность на разрыв материала оплетки выше, чем у материала шланга - около 100 ksi против 75 ksi - и, таким образом, шланг «разрезается» более прочной проволокой, которая действует как маленький нож.


Факторы, способствующие фреттинг-коррозии нержавеющей стали

Подобно многим другим типам коррозии и износу нержавеющей стали, степень серьезности для материала(ов) зависит от многих факторов, включая контактную нагрузку, амплитуду, температуру, относительную влажность и инертность материала(ов).

Поскольку фреттинг-коррозию часто ошибочно считают ложным бринеллированием, важно различать оба типа износа. Главное отличие состоит в том, что ошибочное бринеллирование происходит в условиях смазки, часто используемой для предотвращения фреттинг-коррозии, а фреттинг-коррозия происходит в сухих условиях.

Факторы, влияющие на фреттинг

  • Нагрузка - величина и положение нагрузки являются одними из ключевых факторов, способствующих фреттингу. Неравномерная нагрузка на механические детали может привести к концентрированному локальному напряжению в определенных областях на поверхности нержавеющего металла.
  • Окружающая среда - следствием воздействия на механизмы плохой температуры и относительной влажности является фреттинг-коррозия из-за окисления. По всей вероятности, высокая скорость износа возникает, когда металлические поверхности находятся в агрессивной среде или рядом с едкими агентами.
  • Свойства материала - пластичность, шероховатость поверхности и инертность - вот некоторые свойства, которые влияют на то, как реагируют поверхности под нагрузкой и контактом.
  • Движение - небольшие движения от амплитуды скольжения и количества циклов между двумя металлическими поверхностями влияют на величину фреттинг-износа.
  • Поверхность - поведение фреттинг-износа в значительной степени зависит от обработки поверхности материала, покрытий и смазки.

Как уменьшить фреттинг-коррозию

Высокодинамические циклические программы создают большую вероятность фреттинг-коррозии, особенно при контакте между схожими металлами. Например, шланг из нержавеющей стали с оплеткой из нержавеющей стали. В таких ситуациях добавление смазки может снизить серьезность фреттинг-коррозии.

Другой вариант - использовать разнородный материал или, если материал шланга и оплетки будет одинаковым, ввести разнородный материал между двумя другими поверхностями. Мы могли бы сделать это, добавив слой «пухлой» бронзовой оплетки между шлангом из нержавеющей стали и оплеткой из нержавеющей стали, которая работает так же, как смазка.

Помимо движения внешняя среда играет важную роль в скорости фреттинг-коррозии и должна учитываться при проектировании узла. Например, во влажных условиях износ становится менее сильным из-за того, что влага действует как слой защитной смазочной пленки.

В конце концов, самое регулярное техническое обслуживание и плановые проверки материалов защитят от коррозии всех типов, включая фреттинг, и увеличат срок службы шланга в эксплуатации.

Уменьшить фреттинг-коррозию нержавеющей стали можно следующим образом:

  • Избегать фреттинг-коррозии в целом - это может включать изменения конструкции, гашение любых вибраций и обеспечение надлежащей затяжки всех соединений.
  • Тестирование систем на фреттинг-коррозию - пробные запуски могут использоваться в контролируемой среде для решения проблем фреттинг-коррозии в определенных механизмах.
  • Покрытия и смазочные материалы - покрытие и смазка добавляют еще один уровень защиты от трения, повышая устойчивость к фреттинг-коррозии. К примеру, нержавеющая сталь подвержена фреттингу в паре со сталью. Ее можно использовать в паре со сталью, покрытой кадмием, индием, свинцом, оловом или серебром, чтобы уменьшить фреттинг. Однако, что касается смазочных материалов, они могут выжиматься в зоне контакта, что все равно приведет к контакту металла с металлом. В некоторых случаях смазочные материалы могут иметь противоположный желаемому эффекту, поскольку низший коэффициент трения может привести к большему движению.
  • Твердость материала - твердость обычно влияет на коэффициент трения материала. Чтобы повысить твердость материала, можно использовать поверхностную и термическую обработку. Другим распространенным методом является дробеструйная обработка, которая часто применяется при ремонте, повышая прочность и снижая напряжение.
  • Выбор марки нержавеющей стали. Иногда оптимально использовать два материала с разной пластичностью или мягкостью. Доказано, что пара мягкого и твердого металлов имеет меньше повреждений от стирания по сравнению с двумя твердыми металлами, поскольку более мягкий металл «течет», а не «трется» при контакте.
  • Окружающая среда. Благоприятные условия, такие как контролируемая среда при работе и надлежащее хранение, снижают ненужную влажность материала, уменьшая окисление.
  • Свободные металлические вставки. В некоторых случаях используются свободные металлические вставки, чтобы избежать стирания или поверхностного контакта, например, использование тонких медных пластин для титановых поверхностей.
  • Резина. Если применение позволяет, вибрации могут поглощаться резиной, одновременно предотвращая образование зон скольжения.

Вывод

Фреттинг-коррозия нержавеющей стали представляет собой серьезную проблему, которая может привести к преждевременному выходу из строя металлических конструкций. Для эффективной борьбы с этим явлением необходимо комплексно подходить к решению проблемы, учитывая все факторы, влияющие на коррозию.